На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

МотоКлуб ЛЕМУРЫ

2 631 подписчик

Сказка о таинственном контррулении. Часть 1. Рождение мифов.

Все мы понемногу увлекаемся психологией и умеем рассказывать интересные истории так, чтобы они надолго оставались в памяти слушателей. Вы спросите, какая тут связь с контррулением? Пока никакой. Но открою вам секрет: если интересная история важна многим и долго сохраняет свою актуальность, то она превращается в миф.




Происходит это очень просто.

Сначала появляется человек, который реально что-то знает. Может он сам это что-то открыл, или лично увидел, но он действительно знает. Потом у него появляется желание поделиться своим знанием с другими. А чтобы они запомнили его историю, он, как говорят психологи, добавляет туда мнемонические якоря. Иногда это делается осознанно, иногда интуитивно, — не важно. Важно то, что для того чтобы историю запомнили, в нее нужно добавить что-то эдакое – сенсацию, парадокс, гиперболу. Чтобы слушатель сказал «круто!» и изумился услышанному.
Потом слушатель делится услышанной историей с другими, те с третьими и т.д. При этом каждый четко передает другим изумивший его мнемонический «якорь», но упускает или искажает дополнительные детали. И в конце концов остается только запоминающийся парадокс, слегка приправленный комментариями, не имеющими ничего общего с исходной логикой.
Так рождается миф или догмат веры.

Но на этом история не заканчивается. Рано или поздно появляется человек, который хочет проверить истинность этого догмата. И он начинает ставить эксперименты буквально воспроизводя содержание мифа и не учитывая все утерянные нюансы исходного знания. И естественно эксперимент проваливается.
Догмат веры оказывается несостоятельным. Так возникают разрушители мифов.

Однако, что делать, если миф, объясняющий какое-то явление разрушен, а явление реально существует? История повторяется и создается новый миф. И это может продолжаться бесконечно…

… Сейчас мы используем для передвижения огромный набор разнообразных транспортных средств. Тут и автомобили, и мотоциклы, и велосипеды, и поезда, и еще невесть что. Но мало кто задумывался о том, что в этом списке последними появились именно мотоциклы. Автомобили были раньше. Более того, даже велосипеды появились после автомобилей. Впрочем, это вполне логично. Человечество, привыкшее ездить на 4-х колесах и на лошадях, сначала заменило лошадей в повозке и сделало автомобиль. Потом на смену лошади в верховой езде пришел велосипед. И только после этого, объединив велосипед и автомобиль, человек создал мотоцикл.
Однако, во всей этой истории самым важным для нас является то, что все названные устройства научились поворачивать с помощью специального механизма – рулевого управления.

С автомобилем все было просто – поверни колесо в сторону и твой автомобиль поедет туда, куда ты повернул колесо. В первых автомобилях использовался прямой привод колеса – т.е. что-то похожее на руль велосипеда, где угол поворота рулевого рычага и угол поворота колеса совпадают. Аналогичный механизм вполне естественно возник и на велосипедах. Вначале система была реверсной с одним рычагом управления – поворачиваешь рулевой рычаг влево, а колесо и экипаж поворачивают вправо. Но потом появился «рогатый» руль, который нужно было крутить двумя руками. Он сохранял «правильную» логику, более удобную и понятную для восприятия – куда повернул руль, туда повернулось и колесо, туда же поехал и весь экипаж.
Так появилось первое правило руления:
Поворот экипажа осуществляется путем поворота руля и управляемого колеса в желаемую сторону на нужный угол.
Конечно же, даже в те давние времена на экипажи и их седоков в повороте действовали те же силы, что и в современных мотоциклах. Но скорости были маленькие и поэтому возникающие в повороте силы были небольшими. И никто не обращал внимания на эти силы и даже не упоминал их при описании техники руления.
Но мы с вами не можем пройти мимо этих сил. Точнее, речь идет об одной силе – центробежной. Для автомобиля, устойчиво стоящего на 4-х колесах, она вообще не важна. А вот для двухколесного велосипеда важна. При повороте центробежная сила легко опрокидывает двухколесный экипаж. И чтобы этого не произошло, центробежную силу нужно как-то компенсировать, смещая центр тяжести системы в сторону поворота. Но т.к. центробежная сила мала, да и вес велосипеда по сравнению с весом седока не так велик, компенсация легко достигалась небольшим наклоном тела в сторону поворота.
Так появилось второе правило руления:
Поворот двухколесного экипажа осуществляется путем поворота руля и управляемого колеса в желаемую сторону на нужный угол с одновременным наклоном тела к центру поворота.
Впрочем, такой небольшой наклон осуществлялся инстинктивно, поэтому обращать на него особое внимание не было необходимости. И второе правило руления осталось незамеченным.
А потом появился мотоцикл. Он имел большую скорость и большую массу, поэтому центробежная сила в повороте оказывалась значительной, а небольшого инстинктивного наклона тела было недостаточно для ее компенсации.
Тогда-то второе правило руления и было вытащено из пыльных кладовых человеческого знания. Но к этому моменту все уже привыкли, что при повороте важен только угол поворота руля и колеса. Все остальное происходит автоматически. И вот, чтобы привлечь внимание к особенностям управления мотоциклом, второе правило руления стало формулироваться в виде парадокса:
Если обычный экипаж можно повернуть с помощью руля, то поворот мотоцикла нельзя осуществить простым поворотом руля в нужную сторону. Нужно еще наклонить мотоцикл в сторону поворота для сохранения равновесия.
А потом по мере передачи этого знания между людьми уточнения насчет роли наклона и использования руля были забыты иостался голый парадокс:
Мотоцикл поворачивается не рулем, а весом (т.е. переносом центра тяжести).
Так родился первый миф об управлении мотоциклом.
Потом были придуманы другие способы управления. В частности, контрруление, о котором мы поговорим позднее. Там тоже все было не очень просто и при передаче знания возникли искажения – суть метода была перепутана с техническим приемом, позволяющим его реализовать. В результате родилось ошибочное представление, что контрруление – это приложение к рулю усилия, направленного в противоположную повороту сторону.

А потом в строгом соответствии с законами развития мифов появились люди, которые захотели проверить – а действительно ли мотоцикл поворачивается весом (смещением центра тяжести). Эти люди не знали первую часть второго правила руления насчет работы рулем, или забыли о ней и воспроизвели только сам миф – отобрали у пилота доступ к рулю и заставили его поворачивать только переносом веса. И конечно ничего путного из этого не вышло. Вписаться в поворот не удавалось. Возник новый парадокс – мы видим, что весом повернуть не удается, но когда руки на руле, поворот получается. И при этом мы помним, что поворотом руля в сторону поворота мотоцикл не управляется, а вот таинственным контррулением с толканием руля от поворота управляется.
Так родился второй миф об управлении мотоциклом:
Мотоцикл управляется только контррулением. И если вы этого не понимаете, то значит вы просто выполняете его неосознанно.

А как же рулится мотоцикл на самом деле?
Об этом мы поговорим во второй части истории.

Продолжение следует.

P.S. Автор не я, опубликовано с его разрешения.

Ссылка на первоисточник
Рекомендуем
Популярное
наверх