Прошло 67 лет со дня победы над фашисткой Германией, за четыре года война унесла миллионы человеческих жизней, став одной из самых кровопролитных войн за всю историю человечества.
В Великой Отечественной Войне (ВОВ) была задействована вся военная и гражданская техника, среди которой были и мотоциклы. Из-за своей мобильности мотоциклы использовались практически во всех подразделениях немецкой армии и армии союзников. В наших войсках мотоциклы не были так распространены, поэтому мы не станем делить их на свои и вражеские, а проведем обзор тех марок и моделей которые так или иначе были задействованы на полях сражениях в ВОВ.
В годы войны были мобилизованы все машиностроительные заводы, и производства, по этой причине на полях сражений можно было встретить практически все марки мотоциклов выпускаемых в то время. На самом деле их было не так уж и мало, но мы рассмотрим только самые распространенные из которых нам хорошо знакомы: BMW, Triumph (Триумф), Royal Enfield(Ройал Энфилд) 1899-1970, Norton (Нортон) 1902-…, BSA (БСА) 1910 -…, ну и конечно же легендарный Harley-Davidson (Харлей-Дэвидсон) 1903-…
Среди отечественных мотоциклов был М-72 тяжёлый мотоцикл, выпускался с 1941 по 1960 годы на многих крупнейших заводах таких как ИМЗ (Ирбит), ММЗ (Москва), ГМЗ (Горький), КМЗ(Киев) и т.д. С 41-го и до середины 50-х мотоцикл выпускался только для оснащения советских войск. Мотоциклы М-72 могли использоваться как с коляской, так и без, оснащались они стрелковым оружием и классифицировались как бронетехника. Всего за время войны было выпущено всего 8500 машин.

М-72
С полной уверенностью можно говорить о том, что мотоциклы BMW были самыми популярными в немецких войсках. Для фашисткой армии было выпущено аж девять (!!!) моделей этой марки. – Одной из них был BMW R75 данная модель была разработана по специальному заказу от высшего немецкого командования. Как и все модели BMW эта отличалась высшей степенью надежности. Мотоцикл был оснащен приводом на колесо коляски, 746-кубовым 26 сильным оппозитным двигателем. В системе зажигания использовалось магнето, оснащенное механизмом автоматической регулировки угла опережения зажигания. Задний мост был усовершенствован дифференциалом с механизмом блокировки, а благодаря понижающему редуктору, мотоцикл располагал восемью передачами вперёд и двумя – заднего хода.

BMW R75
Triumph в ВОВ выпустил около 40 000 военных мотоциклов серии 3HW. Модель 3HW была оснащена одноцилиндровым двигателем рабочим объёмом 349-кубов, с мощностью двигателя в 15л.с. Отличительной особенностью двигателей Triumph, стало использование кремние-алюминиевого сплава, с помощью которого отливались цилиндры и головка цилиндра.
Свою лепту в борьбе с фашисткой Германией внес завод Royal Enfield, который разработал легкий, надежный десантный мотоцикл RЕ, получивший прозвище Flying flea (летающая блоха). Вес мотоцикла был всего 55кг. Мотоцикл имел двухтактный 123-кубовый двигатель, мощностью 2.5 л.с. и весил всего 55 кг. Еще одной моделью выпускаемой заводом стала WD/CO в отличии от RЕ она оснащалась 350-кубовым одноцилиндровым двигателем, мощностью 13,5л.с.

Royal Enfield RЕ
Еще одной британской компанией производящей мотоциклы стала Norton. В Norton выпускали как одиночные так и мотоциклы с каляской. Модель 16H, мотоцикл-одиночка был укомплектован одноцилиндровым 490-кубовым двигателем, имевшим 14 л.с. с максимальной скоростью 115км/ч при весе в 148 килограммов. Модель с коляской от Norton стал Big Four с одноцилиндровым 633-кубовым двигателем и приводом на колесо коляски.

Norton 16H
Продолжая перечень британских ветеранов не возможно не вспомнить BSA так же как и BMW компания обладала широким модельным рядом. На фронт отправлялись мотоциклы производящиеся до войны С10 и С11 имевшие одноцилиндровые 250-кубовые двигатели способные разгонятся до 110км/ч, главным их преимуществом был малый расход топлива, всего три литра на сто км.

BSA C11
В отличии от С10 и С11 модель WM20 (M20WD) разрабатывалась специально для отправки на фронт. WM20 (M20WD) оснащался 500-кубовым одноцилиндровым двигателем в 13 л.с. при весе в 170кг. И максимальной скоростью до 105 км/ч. Всего, во время войны было произведено сто двадцать шесть тысяч мотоциклов этой модели.

BSA WM20
Настоящим тяжеловесом был G 14, этот мотоцикл оснащался V-образным двухцилиндровым двигателем с объемом 968см3 и мощностью 24 л.с.. Мотоцикл был весьма универсален и мог использоваться как с коляской так и без нее.

BSA G14
В нашем кратком обзоре мы упомянули лишь самые распространенные модели, однако было бы не справедливо не упомянуть других производителей выпускавших мотоциклы во времена ВОВ, среди них были: Scott (Скотт) 1909-1978, New Hudson (Нью Хадсон) 1909-1957, Matchless (Матчлесс) 1901-1969, James (Джеймс) 1902-1966, Excelsior (Эксцельсиор) 1896-1965, Ariel (Ариэль) 1898-1965, AJS (Эй-Джей-Эс) 1910-1974, PUCH (Пух)1890-1987, FN (ФН)1901-1965, Gillet Erstal (Жилле Эрсталь)1919-1963, Sarolea (Саролэа)1901-1963.
источник motoexpert.ru